Вопросам культурной исторической атрибутации

Вопросам культурной исторической атрибутации населения Южного Казахстана в период Западно-Тюркского каганата посвящено последнее фундаментальное исследование А. Досымбаевой [Досымбаева, 2006]. Однако следует отметить, что эта работа в целом описывает и интерпретирует уникальные культово-мемориальные и погребальные комплексы Жайсан (Чуйская долина) и Мерке (северо-запад Киргизского Алатау), существование которых охватывает самый поздний этап Западно-Тюркского каганата (после VIII в.) и связано с приходом на эти территории восточнотюркского населения из Монголии после распада второго каганата, на что указывает сам автор [Досымбаева, 2006.].
Однако в итоговом разделе автор подробнейшим образом реконструирует этнокультурную ситуацию на территории казахстанской степи в период существования каганата. Считаю необходимым привести главные положения реконструкции, которая в основе своей опирается на последние данные письменных источников в работах Ю. А. Зуева. Так, по мнению исследователей, первоначально землями Западно-Тюркского каганата являлись территории между реками Или, Чу и Талас. Хотя в годы правления Истеми-хана (552-576 гг.) и его сына Тарду в состав каганата входили земли от Восточного Туркестана, где подвластные им племена сеяньто («семь мужей-предводителей» — jeti ezen) контролировали узловой участок Великого Шелкового пути с оазисными государствами Иу, Гаочан, Яньци и до Каспийского и Черного морей, где представители правящих родов Ашины и Дулу встали во главе Хазарского и первого Болгарского каганатов [Плетнева, 1982].

Граница между Западным и Восточным тюркскими каганатами проходила по восточной стороне Алтайских гор. Основные территории западнотюркских каганатов первоначально (т. е. до прихода тюрков Истеми-хана — С. Б.) были заселены народом Он Ок Будун, или «десяти стрел», то есть десяти племен. Пять из них имели наименование Дулу и расселялись на землях между Или и Чу, а пять племен Нушеби — на землях между реками Чу и Талас [Зуев, 2004; Досымбаева, 2006.]. Далее А. Досымбаева выстраивает следующую линию развития он ок будун — продолжатели усунь /ашинской и аштак/ ашидэ традиций, впоследствии их приемниками стало одно из племен онок-тюргеши. Здесь же автор расширяет границы расселения народа «десяти стрел» до пределов Семиречья и Центрального Казахстана.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.