в среде частных лиц

Дело в том, что в среде частных лиц практика выкупов оставила очень мало следов; подавляющее большинство дошедших до нас земельных актов XV—

XVI вв. относится к монастырскому землевладению и дошло до нас через монастырские архивы. Между тем монастыри приобретали земли главным образом путем дарений и потому особенно враждебно относились к выкупщикам. Власти монастырей употребляли весь свой авторитет, чтобы «благоуветными словесами», а то так «великим прещением» внушать вотчинникам мысль, что выкупать у монастыря подаренные ему земли значит совершать нехороший поступок и обижать дом божий. Поэтому случаи выкупа вотчин у монастырей были сравнительно редкими. Следует еще заметить, что монастырские власти не были заинтересованы хранить ненужные им крепости на выкупленные вотчины и редко, быть может по недосмотру, сохраняли их.

Для XVII в. по этому вопросу мы имеем очень большой материал в книгах и столбцах Поместного приказа. В частности, в отделе «Книг вотчинной записки» сохранилось в списках большое количество дел о выкупе вотчин. По этим источникам мы можем хорошо изучать практику выкупов и сделать ряд интересных наблюдений. Например, сразу бросается в глаза рост выкупных дел в годы хозяйственного подъема, и наоборот — значительное сокращение выкупов в годы войн и экономической депрессии.

Право выкупа родовых вотчин находилось в противоречии с принципом неотчуждаемости церковных и монастырских земель, заимствованным русской церковью у Византии. Русская митрополия в борьбе с покушениями князей и частных лиц на церковные имущества постоянно ссылалась на законы византийских императоров. В середине XVI в. Московское правительство сделало несколько попыток ограничить привилегии церкви и монастырей и поставить под свой контроль рост церковного и монастырского землевладения. Однако, чтобы преодолеть сопротивление белого и черного духовенства, правительству пришлось пойти на компромисс и допустить грубое нарушение исконного обычая выкупа родовых вотчин.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.