в отдельных турбаслинских памятниках

В этот период в отдельных турбаслинских памятниках наблюдается определенное воздействие со стороны тюркокультурного степного ареала. Это выразилось, на наш взгляд, в появлении среди турбаслинских комплексов погребений со шкурой коня на ступеньке (Коминтерновский II, погребение 46; Кушнаренковский, погребения 2, 27), а также поясных наборов с элементами геральдического стиля [Генинг, 1977. Казаков, 1996.; Боталов, Полушкин, 1996. С. 184]. Аналогично этому в Зауралье появляются гунно-сарматские памятники, в которых наблюдается присутствие местного угорского компонента. Это выразилось, прежде всего, в наличие в этих комплексах характерной кашинско-прыговской зауральской лесостепной керамики [Шарапова, 2000. С. 23; Боталов, Полушкин, 1996.].

В определенной мере неизменная культурно-историческая ситуация продолжала сохраняться в пределах оазисных зон Южного Казахстана и Средней Азии. Здесь продолжают свое развитие ранее существующие историко-культурные комплексы (ИКК). До IV-V вв. в пределах Семиречья и Прииссыкулья существуют усуньские памятники, в пределах Таласской долины, Средней Сырдарьи, Ташкентского оазиса продолжают существование культуры аланско-кангюйского ИКК. По мнению А.К. Амброза, отдельные комплексы Шаукушумского могильника могут быть датированы даже VI—VII вв. н. э. [Амброз, 1981. С. 21. Рис. 10]. И, наконец, сохраняется вплоть до VIII в. довольно крупный очаг джетыа-сарских комплексов. Хотя в целом население оазисов, расположенных на южной периферии казахстанских степей, в это время испытывает влияние экологического кризиса, связанного с общим усыханием Приаральского региона.

На наш взгляд, наиболее применим термин «постгуннские» памятники именно к джетыасарским комплексам V—VIII вв. (могильники Алтынасар 4, 4а, 4в, 4ж, 4м, 4о, 4р, 4т; Томикасар, Касасар). При этом эти комплексы не демонстрируют кардинального изменения гунно-сарматских погребальных традиций (сырцовые склепы и земляные курганы с индивидуальными грунтовыми погребениями с положением покойника головой на север). Вероятно, к инновациям в джетыасарских комплексах этого периода стоит отнести возникновение традиции захоронения лошадей или шкур лошадей в могильных ямах (курганы 62, 209, 212) [Левина, 1996.], а также появление предметов восточного.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.