В большинстве других

В большинстве других владений мы находим обычное в те времена —эксплоатацию крестьянского труда при помощи волостелей, приказчиков и посельских. В деле привлечения новых тяглецов домовые монастыри, видимо, проявляли больше энергии и инициативы, чем приказный аппарат митрополитов. Они призывали людей со стороны на льготу, «окупали» людей, т. е. выкупали обремененных долгами людей из кабалы и сажали их на свои земли, давали своим и посторонним людям серебро в рост или под работы, а мелкие участки земли раздавали иногда из краткосрочных оброков. Не случайность, что почти все сохранившиеся по этому вопросу документы относятся не к митрополичьим владениям, а к владениям домовых монастырей.

Приведу несколько примеров, характеризующих приемы хозяйственного управления.

В 1516 г. митрополит по случаю передачи новому игумену небольшого Антоньева монастырька писал своему приказчику сельца Васильевского на Рогоже: «как сия моя грамота к тебе придет, и ты-б ехал часа того в мой в Антоньев монастырь, да переписал бы еси монастырское все серебро в людях, и хлеб стоячий в поле и в житницах и животину, да и ругу церковную, да переписав бы еси то все, да отдал бы еси игумену Елисею список, а мне бы еси привез в казну другой список». 2

Еще интереснее полуофициальное письмо того же митрополита Симона великокняжескому волостелю Славецкой волости, Владимирского уезда, Оладье Блинову. В Славецкой волости находилась церковь Успенья, с большим участком земли, «стяжанье» Сновицкого монастыря, которым владел поп Нестер. Раздача денег из роста окрестным крестьянам служила для него подсобным источником дохода. Нестер жаловался митрополиту Симону, что великокняжеские крестьяне «вступаются у него в церковную в монастырскую землицу и в поженки сильно» и не платят на серебро роста.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.