работы

Именно поэтому его работы не были построены на абстрактном теоретизировании, а рассматривались им как полноценные учебно-педагогические пособия. Однако это ни в коей мере не препятствует нам определить его отношение к наиболее острым и дискуссионным вопросам того времени, его позиция выражена в его произведениях, контактах и переписке с современными общественными и религиозными деятелями, используемых им образовательных методиках и приёмах.

Решение стоящих перед нами в этой главе задач (сопоставление концепций Космы и Никодима со взглядами новогреческих Просветителей и православных традиционалистов) осложняется существующей в историографии путаницей. Дело в том, что авторами, находившимися в разных терминологических системах координат, был выработан целый ряд определений и интерпретаций как православного традиционализма, так и новогреческого Просвещения. Соответственно, от разных подходов и предпосылок они отталкивались и когда относили Коему и Никодима к тому или иному идейному течению.

В результате рассмотрения формирования взглядов Космы Этолийского и Никодима Святогорца, а также их образовательных подходов и методик, нам удалось выявить ряд общих, объединяющих их факторов, главным из которых стала приверженность православным традиционным ценностям. Тем не менее, вопрос о том, можно ли их отнести к единому идейному течению, или (как до сих пор принято считать) взгляды традиционалистов представляют собой сумму разных концепций и подходов с очень дифференцированным участием в распространении образования, остаётся открытым.

В этой главе мы продолжим использование «метода участия», позволяющего интерпретировать действия традиционалистов и выявить многие до сих пор скрытые черты их мировоззрения.

Для ответа на вопрос о возможности отнесения Космы и Никодима к какому-либо идейному течению второй половины XVIII в., на наш взгляд, необходимо охарактеризовать их взгляды по ключевым пунктам полемики между Просветителями и традиционалистами: образованию, идеологии, национальным и социальным ориентирам.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.