Р. Дж. Грэхем

Специальный раздел X. Картер посвящал проблеме «театр и пролетариат». Драме в его концепции отводилась роль воспитателя, а главное — средства культурного и классового самовыражения пролетариата. Эту идею он развивал после выхода книги на страницах «Санди уоркер», «Плебс», «Лейбор мансли» и прочих рабочих изданий.

Важнейшим вопросом, поставленным прессой перед пролетарским зрителем, было создание рабочего театра. Эта мысль широко распространилась в 20-е годы. Но возникли новые вопросы. Для чего нужен театр рабочему? Только ли для получения удовольствия, для отдыха? Какую роль театр может сыграть в классовой борьбе? Способен ли пролетариат быть не только зрителем, но и творцом в этой области культуры? «Если искусство — зеркало жизни,—писал в «Плебс» Т. Эшкрофт, — то драма должна соотноситься со временем, не столько с будущим триумфом масс, сколько с их борьбой. Она будет придавать силы трудящимся в предстоящей борьбе, рисуя их настоящее положение, их силу и их слабость». Он ценил в театре и драматургии возможность реалистического отражения жизни и борьбы пролетариата, его чаяний и настроений.

К нему присоединялся Р. Дж. Грэхем из «Социалист ревю»: «Социалисты должны признать, что театр — наилучший посредник для выражения их взглядов». «Нет проблемы более настоятельной, чем возвращение трудящимся права в художественной форме выражать мнение своего класса,— настаивал X. Картер со страниц «Лейбор мансли». — Театр может стать наиболее сильным средством выражения классовых идеалов. Нет средства более популярного, массового или более эффективного».

Развивая эти мысли в коммунистической печати, марксистские критики подчеркивали необходимость не просто отражения бытия и настроений рабочего класса, но пропаганды марксистского мировоззрения, классовых идеалов и ценностей. Они справедливо видели в театре не только одно из средств духовного производства, но и средство политической борьбы. Внимательное отношение к национальным традициям, изучение опыта интернационального рабочего театра, в частности, немецкого, и особенно советского, помогали английскому рабочему классу в борьбе за создание своего театра.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.