при сохранении единокультурности населения

То есть очевидно, что и здесь при сохранении единокультурности населения, оставившего позднегуннские джетыасарские памятники, наблюдаются те же инновационные тенденции, что и в постгуннских памятниках Южного Урала. Вероятнее всего, этот факт не случаен. Как нам представляется, даже после исхода отдельных племен этой конфедерации на северную и южную периферии Урало-Аральской пастбищно-кочевой провинции между зонами Приаралья и Южного Урала поддерживались определенные контакты. Происходили они посредством отдельных групп кочевого населения, или эта связь сохранялась как система торгово-обменных контактов между двумя разноландшафтными хозяйственными зонами, сказать трудно.

Думается, что основой поддерживаемых коммуникационных связей являлось этнокультурное единство населения северной и южной провинций ареала, которое возникло с первых веков н. э. и продолжало свое развитие вплоть до VIII в. Это единство подтверждается не только наличием отдельных типов керамики в турбаслинских и бахмутинских памятниках Южного Приуралья, весьма сходных с типом джетыасарской посуды, а также, что весьма важно, находками и в тех, и в других памятниках схожих предметов культового назначения. Речь идет о зооморфной керамической пластике на ритуальных сосудах и антропоморфных изображениях в металле. Особенно поражает абсолютная схожесть металлических мужских фаллистических фи1урок, обнаруженных в Алтынасарских, Бирском и Кушнаренковском могильниках [Левина, 1996. Генинг, 1977.].

Таким образом, в низовьях Сырдарьи в переходный постгуннский и раннетюркский периоды продолжает свое существование джетыасарская культурная общность, которая, судя по всему, неразрывно связана с постгуннским населением Южного Урала. С определенной осторожностью сегодня можно лишь наметить сложные вопросы атрибутации историко-культурного комплекса данного населения (эфталиты, хиониты, кидариты), так как историко-археологические реалии северо-запада Средней Азии в определенной мере позволяют построить логику историко-культурного процесса трансформации культуры южноказахстанских гуннов в период раннего средневековья. Племена хионитов и эфталитов, по устоявшемуся мнению, соотносятся с «белыми гуннами».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.