Правда Русская

Правда Русская говорит, что в случае смерти отца без ряда, его имущество идет «всем детям», подразумевая только сыновей и имея в виду раздел наследственной массы поровну. Однако одна из статей Правды вносит поправку: «А двор без дела отень всяк меньшому сынове». Этот обычай славян оставлять отчий дом младшему сыну коренился в бытовых и хозяйственных условиях жизни моногамной семьи. В большинстве случаев обыкновенно бывало так, что старшие сыновья успевали при жизни и при помощи отца жениться и обзавестись своим хозяйством, стать, как говорится, на свои ноги. Умирающему приходилось больше всего заботиться о жене и малолетних детях. Поэтому формально равный раздел имущества был бы по существу несправедливым относительно младших членов семьи. Отсюда обычай — оставлять отчий дом младшему сыну без раздела.

Всматриваясь внимательно в дошедшие до нас духовные грамоты XV—XVI вв., мы замечаем, что завещатель всегда стремился к равному и безобидному разделу наследства, проявляя при этом особую заботу о малолетних детях.

Во всяком случае, ни в одной из дошедших до нас духовных мы не находим ничего подобного обыкновению в некоторых княжеских семьях оставлять старшему сыну «на старейший путь» большую и лучшую долю в наследстве.» Около 1380 г. кн. Андрей Стародубский разделил свое княжество между четырьмя сыновьями и дал старшему сыну Федору «на старейший путь» Алексинский стан. 1 Ничего подобного в духовных частных лиц мы не встречаем.

Обычай оставлять отчий дом младшему сыну в северовосточной Руси уже выходил из обыкновения. Тем более интересны пережитки этого обычая, когда мы имеем возможность их наблюдать. При разделе в 1390 г. вотчины боярина Ивана Род. Квашни между тремя сыновьями отчий дом —монастырь Спаса на р. Всходне и с. Коробовское — получил его младший сын Василий Туша, по прозвищу которого это село стало называться.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.