последним путем

Наконец, последним путем становления учения о силах, действующих на элементы искусственных сооружений, является наука о машинах, вернее, — учение о ее элементах, ее генезисе и о развитии машин на протяжении столетий.

Очень трудно восстановить те мысли, которыми руководствовался инженер старого времени при создании каких-либо механических приспособлений. Основную роль здесь играло, конечно,, многовековое изучение движения и его средств, стремление найти наилучшее решение для наиболее часто встречавшихся случаев механических соединений. Несмотря на это, многие идеи прочностного расчета механизмов и сооружений зачастую оказываются на поверхности.

При изучении русской истории мы неоднократно встречаемся с различными следами деятельности русских механиков. Зачастую эти следы теряются среди более важных событий истории народа: ну какое значение могло иметь творчество какого-то архитектора, строителя смоленского или коломенского кремля либо, еще хуже, розмысла, соорудившего где-то на Москве-реке или на Оке технологическую мельницу?! И это — на фоне событий мирового значения, когда некий князь нижегородский или шуйский хитростью захватил своего соперника, о каковом факте сейчас же заносилось в летописи. Значительно реже можно найти в летописях сведения о труде строителей зданий и мельниц и совсем редко о каких-либо технических новинках, разве только если они уж очень поразили воображение летописца! И если до настоящего времени все же сохранились остатки церковной и оборонительной (но не гражданской!) архитектуры, а также некоторые образцы вооружения, то древних мостов, плотин, мельниц, судов, подъемных и иных машин не сохранилось вообще, и об их внешнем виде мы можем лишь догадываться, основываясь на заметках летописцев и на их условных изображениях в тех же летописях. Поэтому поле анализа для историка механики ограничено строительной и военной техникой.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.