Поистине надо удивляться

Поистине надо удивляться обилию изваяний, множеству отдельно стоящих статуй и рельефов, которые произвела германская скульптура в силу своего последнего назначения. Именно в рельефах часто проявляется чисто художнический дух, оживляющий драматизмом лица и группы. В эти скульптурные произведения вошла также доля красоты древне-пластичных форм, таковы, например, фигуры, стоящие у южных дверей Страсбургского собора и приписываемые Сабине, дочери Эрвина из Штейнбаха. Пока это предположение не опровергнуто основательными фактическими доказательствами, мы можем внести в ряды замечательных средневековых женщин еще одну ваятельницу.

То обстоятельство, что скульптурные произведения христиански-германского стиля по большой части расписывались красками, доказывает, насколько в то время была непонятна истинная сущность пластики. Но в высшей степени интересно то, что, отклоняясь от церковного предания и аллегории, средневековые скульпторы вдавались в своих произведениях в сатиру, что под их руками «камни говорили» против развращенности духовенства. В рельефе, находящемся над главным портиком Мариинской часовни в Вюрцбурге и изображающим страшный суд, представлены, например, в преисподней ада прелаты и папы. Часто духовные лица и монахи осмеиваются и подвергаются заслуженному наказанию на таких каменных изображениях в виде зверей. То же самое можно видеть и на картинах. Так-то и в искусстве проявлялся оппозиционный элемент, который мы уже заметили в средневековой литературе; и здесь дают себя чувствовать проявления нового времени, пробивающиеся из-под туманных стремлений христианско-католической романтики.

Во времена Гогенштауфенов произошло существенное теоретическое и практическое обогащение музыки, и это еще больше усилило впечатление, производимое богослужением. Обогащение это состояло главным образом в улучшении и умножении духовых и струнных инструментов, потом — в усовершенствовании органа, которое, однако, подвигалось медленно. Одни сведения говорят, что мастер Дроссдорф из Майнца построил в 1444 г. первый большой орган с педалью.

Разделение системы труб на определенные регистры было введено всего только в XVI в. Современник Фридриха I, мастер Франко из Кельна, был весьма замечательным музыкальным теоретиком. Он изобрел и основал размеренное пение, такт. Только это освободило музыку «от значительного стеснения исключительно просодического размера, от механического темпа раз и два, от сухой однозвучности или скучного многозвучия квинт и октав».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.