перечислять другие повинности

Я не буду перечислять другие повинности, так как они известны и упоминаются позже, — например, в уставной грамоте патриарха Иова селам Новинского монастыря (см. об этом ниже), и обращу внимание читателя на то, чего в грамоте нет. Прежде всего следует отметить несомненное отсутствие в хозяйстве монастыре вытей, вытного земельного надела крестьян и вытного оклада повинностями. Все разнообразные повинности крестьян чрезвычайно растяжимы, определяются потребностями хозяйства и в значительной мере —усмотрением игумена.

Все определяется стариной, пошлиной, как было при прежних игуменах, а из грамоты видно, что и при прежних игуменах никаких объективных мерил повинностей не было. Кроме постоянных работ, которые приходилось исполнять ежегодно, крестьяне должны были по распоряжению игумена «монастырь и двор тынити, хоромы ставить», «пруды прудить», прясть бичеву для неводов из льна, который даст игумен, и т. п. И в этих повинностях, как и в постоянных, совершенно не заметно договорного начала в отношениях хозяина и его сирот. Если бы в грамоте не было «пошлины», на которую ссылаются обе стороны, то можно было бы подумать, что речь идет о хозяйстве, основанном на труде рабов.

Едва ли, однако, такое предположение можно признать правильным. Ведь как-никак игумен должен был считаться с тем, что крестьянин имел право «отказаться» и уйти или просто убежать в «иное княженье», например в соседнее Стародубское, за пределы досягаемости. В таких условиях путем долголетней практики сложилась та «пошлина», как терпимый для крестьянина комплекс повинностей, за которую он держался.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.