Они были отведены

Они были отведены тяглом от тяглых людей: «и ненадобе им с тех земель и с бортей тянути с моими зарецкими крестьяны в сельское мое дело, ни в которые проторы, ни в розметы, ни в иные, ни е какие пошлины, ни в городные дела не тянуть с ними ничем». «Также и дворские мои володимирские не наряжают им дела моего никакого, ни кормов своих не емлют». Бортникам дана несудимость от местных митрополичьих властей и личная подсудность митрополиту.

По жалованным грамотам бортники имели право призывать новых людей без увеличения оброка, но, видимо, вовсе не были заинтересованы в процветании и расширении слободы. Да и митрополиты проявляли в этом вопросе большую косность и десятками лет довольствовались медовым оброком в пять-шесть пудов.

О повинностях крестьян в митрополичьих владениях мы имеем очень мало сведений. Историки давно обратили внимание на уставную грамоту Киприана крестьянам Константино-Еленского монастыря (во Владимирском уезде) и пользовались ею для общей характеристики крестьянских повинностей XIV— XV вв. 1 Крестьяне жаловались митрополиту, что новый игумен требует от них «дела»,т. е. работ, «чего при первых игуменах не бывало»,и таких «пошлин», «чего иные игумены не имали». Игумен Ефрем отрицал нарушение им «пошлины». Митрополит допросил прежнего игумена Царка и владимирских слуг и дал уставную грамоту по старине. Из грамоты видно, что крестьяне должны были всесторонне обслуживать монастырь и игумена, пахать «взгоном», т. е. всем обществом, а не повытно, жребий земли игумена, «а на Велик день и на Петров день.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.