История церковного суда

История церковного суда до XVII в. известна нам, в зависимости от источников, только в общих чертах. В древнейшее время все духовенство, священнослужители в собственном смысле слова, во всех делах было подсудно только епископу. Церковному же суду были подсудны также так называемые «церковные люди»: церковнослужители, а также лица, находившиеся под особым покровительством церкви, например паломники, жившие при церквах, прощеники и т. п.

Кроме тою суду церкви были подсудны все миряне: 1) в преступлениях против церкви и религии (например, в святотатстве, волшебстве, еретичестве, осквернении могил и т. п.); 2) в преступлениях против нравственности и норм семейного и наследственного права, как прелюбодеяние, развод, изнасилование Женщины, споры супругов об имении и дела о наследстве. В Московской Руси, по мере усиления власти великого князя, компетенция церковного суда быстро сокращается. Подробности этого процесса нам неизвестны, но в исследовании судебного иммунитета мы можем отметить следующие очень важные для нашей темы и несомненные факты.

Судебный и податной иммунитет княжеских жалованных грамот оформляется не ранее XV в. В первых же дошедших до нас грамотах мы видим, что он складывается в существенных чертах одинаково как для светских, так и для церковных и монастырских грамотчиков. При этом в иммунитете церковным учреждениям и монастырям мы не находим никаких отражений тех широких прав церковной власти в: области суда, которые нам известны по памятникам канонического права и княжеским уставам о церковном суде. Это вовсе не значит, что от этих прав ничего не осталось, что они полностью были отменены великокняжеской властью. Мы знаем„ что борьба между светской и церковной властями за положение в государстве и обществе, и в частности в области суда, продолжалась и в последующие столетия, но это борьба происходила в других плоскостях и нашла очень слабое отражение в практике иммунитетных пожалований. В частности, судебный иммунитет митрополичьих владений складывался по образцам, княжеских пожалований монастырям и частным лицам, а не по образцам канонического права.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.