член кружка

Когда член кружка долгушиндев Ананий Васильев доказывал своим слушателям в «питейном заведении», что богатых и бедных быть не должно, что все люди от природы равны, содержатель заведения заметил ему: «Не ладно ты, брат, говоришь. Взгляни-ка на свою руку: на ней пять пальдев, и все неравные» — и стал объяснять, что у одного крестьянина хлеб родится хороший, а у другого нет и т. д.

Поэтому любая пропаганда социализма, проводимая народниками, не достигала цели. Когда разговор шел о малоземелье, о податях, замечал О. В. Аптекман, то он попадал в точку. «Но стоило только… пропагандисту перейти на почву социализма, как все совершенно изменялось. Не то, чтобы его не хотели слушать — «почто не послухать?» — а слушали, как обыкновенно слушают занятную сказку: не любо — не слушай, а врать не мешай».

Разумеется, народники апеллировали не к обуржуазивающемуся, а к патриархальному крестьянству, к его общинным институтам и уравнительной психологии. Но столкновения с действительной, неприкрашенной традиционностью крестьянского быта не выдержало даже экзальтированное воображение народнических агитаторов. Их «поразил, смутил, прямо-таки в тупик поставил» «крайне низкий, почти первобытный уровень народных потребностей». Патриархальной застойности крестьянской жизни соответствовала примитивная религиозность, тот «несокрушимый фатализм», которым была «насквозь пропитана эта вера». «Никто, как бог!», «а все бог!», «божий промысл», «божье указание», «предопределение божие»… Это — философия жизни, безнадежная, беспросветная. Здесь нет места индивидуальной и коллективной инициативе и ответственности… Нет своего права сказать: «хочу!» или «не хочу!»

Подобной слепой, пассивной веры народническая молодежь, несмотря на традиционные по сути механизмы сознания, уважение к религии вообще, не могла принять, ибо эта вера оправдывала социальное угнетение. Когда пропагандисты доказывали крестьянам, что их обирают и притесняют, они слышали в ответ, что «народ сам виноват», так как «все поголовно пьяницы и забыли бога».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.