Буржуазно-демократические завоевания

Дважды прусский ландтаг обсуждал правительственные законопроекты школьной реформы, и оба раза правительство, боясь довести дело до решающего голосования, предпочитало снимать законопроекты с обсуждения. Поскольку начальная школа осталась неизменной, еще больше возросло значение различных форм внешкольного образования молодежи, которые могли осуществляться различными общественными силами в соответствии с собственными педагогическими принципами и идеологическими установками.

Именно в этой сфере, где «материалом», подлежащим идеологической обработке, были не дети, а юноши и девушки, уже столкнувшиеся непосредственно с социальной несправедливостью, перед социал-демократией открылось широкое поле деятельности.

Буржуазно-демократические завоевания, включая полную легализацию СДПГ с 1890 года, создавали объективные возможности для самостоятельной, внегосударственной просветительной, пропагандистской и культурной работы, хотя она нередко наталкивалась на «обшитый парламентскими формами … полицейски охраняемый деспотизм» имперской конституции 1871 года. Однако еще большие трудности были сопряжены с тем, что и господствующие классы, отлично понимая роль идеологического влияния на молодежь, принимали свои меры тоже внегосударственного характера. Уже после провала исключительных законов в рейхстаге, незадолго до того дня, когда официально прекращалось их действие (30 сентября 1890 года), император Вильгельм II выражал надежду, что «немецкие граждане смогут, наконец, отряхнуться от дремоты, в которой они так долго пребывали, и не только будут передавать государству и его органам право на подавление элементов, стремящихся к перевороту, но и сами получат возможность приложить руки». Иначе говоря, верховная власть призывала верные монархии силы к определенной «самостоятельности» в политической и идеологической борьбе против социал-демократии, взамен государственных мер или в дополнение к ним.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.