Безоговорочное одобрение

Отдавая предпочтение динамичному, требующему активности зрителя, стихийному театру нового типа, Картер недооценивал достижения традиционного театра сопереживания, в котором зритель не только не являлся абсолютно пассивным созерцателем, но получал возможность более глубокого проникновения в психологию героев.

Безоговорочное одобрение нового, революционного, пролетарского театрального искусства сопровождалось у Картера нигилистическим отношением к традиционной театральной культуре, в том числе и к ее демократическому крылу. И хотя он признавал преемственность, в развитии всего театрального искусства, в конкретных случаях ему больше импонировал пролеткультовский радикализм.

А это вело его к сектантскому отрицанию всего непролетарского в искусстве, к наклеиванию ярлыка «буржуазное» и на явления демократической культуры. Так, по-левацки он обвинял в «буржуазности» МХАТ, ставя его в один ряд с нэпмановскими кафе-шантанами. Также недоверчиво он относился и к драматургии Мольера, Байрона, Шоу, способных, но его мнению, выразить лишь свой индивидуальный идеал демократии, рассуждая о народе, как горожане, пытающиеся писать о деревне. Пережитки пролеткультовского нигилизма сказывались и в статьях Картера, посвященных проблемам становления английского народного, социалистического театра, за который он яростно боролся.

Однако сектантские ошибки не умаляют ценности той огромной работы по пропаганде достижений молодого советского театра, которая велась Картером на протяжении все^о послевоенного десятилетия. Его книга в тот период была наиболее полным, многосторонним и доброжелательным исследованием советского опыта в этой сфере культуры. В новом русском революционном театре он видел образец для театрального движения английского пролетариата.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.